Возвращаясь ко вчерашней публикации Алексея Поликовского "Сволочь позолоченная" в Новой Газете, которую я
беспринципно и восторженно скопипастил, но ввиду позднего ночного времени не успел снабдить комментарием.
Удивительная вещь, память человеческая, никогда не перестану ужасаться.
А ведь еще 15 лет назад такие тексты уже стали общим местом, никого своей крутизной особо вдохновляли. Всё было сказано, пересказано, показано и документально и художественно. А сегодня это снова звучит как бесстрашное откровение.
Цикл россиянской памяти, похоже, следовало бы сравнивать даже не с хворобой Альцгеймера, а с ментальными озарениями картофелины, догнивающей в совковом овощехранилище.
У Поликовского здесь очень трогает короткое описание одной человеческой жизни, финала этой, детской жизни, без эвфемизмов, массовости и пафоса..
Потому и "Один день Ивана Денисовича" в своё время оказался откровением. Настоящие мастера это делают в совершенстве. Пример: "Смерть Ивана Ильича" Мечникова. Смерть человека, как непрерывный процесс, рассказанный от первого лица умирающим своему брату, врачу Илье Мечникову. Илья Ильич всё очень подробно записал и затем снабдив комментариями, издал в виде научной публикации.
А затем Лев Николаевич Толстой, уже с третьей руки, всё переписал, местами усугубил, местами недосказал... И получился шедевр. Шедевр плагиата, завораживающий своей аутентичностью, драматизмом и глубиной. По сути это был обычный азбукистанский коппипащер. Блогер "лыко в строку".
Но каков эффект. Один из сильнейших, глубочайших, правдивейших шедевров мировой литературы..